Статьи, обзоры, тесты автотоваров

Разъяснения Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России об использовании "ксеноновых" фар...

  В связи с многочисленными вопросами, а так же неясностью вопроса о возможности эксплуатации автомобилей с газоразрядными лампами (ксеноном), возникшими после публикации на официальном сайте ГИБДД МВД России "Разъяснений..." и многочисленными репортажами в средствах массовой информации, мы попросили прокомментировать данную публикацию юриста правового отдела. Ниже приводится полная статья с официального сайта со ссылкой, а так же выделенным шрифтом комментарии к ней.

20 февраля 2010 года

Разъяснения Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России об использовании "ксеноновых" фар...

  В связи с многочисленными обращениями граждан, поступающими по вопросам использования на транспортных средствах фар с газоразрядными источниками света ("ксеноновыми лампами"), Департамент ОБДД МВД России разъясняет следующее.

  В настоящее время на автотранспортные средства устанавливаются фары следующих официально утвержденных типов:

С – ближнего, R – дальнего, СR – двухрежимного (ближнего и дальнего) света с лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);

 – ближнего, HR – дальнего, HСR – двухрежимного света с галогенными лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);

 – ближнего, DR – дальнего, DСR – двухрежимного света с газоразрядными источниками света (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99).

  Соответствующая маркировка, обозначающая тип фары (внешнего светового прибора), а также знак официального утверждения (состоит из круга, в котором проставлена буква "Е", за которой следует номер страны, предоставившей официальное утверждение, и номера официального утверждения) наносится на рассеивателе фары и на корпусе фары, если рассеиватель может быть от него отделен.

  Обозначение категории галогенных ламп накаливания, приведенное на их цоколе или колбе, начинается с буквы "Н".

  Газоразрядные источники света, маркировка категории которых, указанная на цоколе, начинается с буквы "D", в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН № 99 и ГОСТ Р 41.99-99 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения газоразрядных источников света для использования в официально утвержденных газоразрядных оптических элементах механических транспортных средств" предназначены для использования только в фарах типов DC, DR, DCR.

  В соответствии с разъяснениями ФГУП "Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования" (НИИАЭ) использование во внешних световых приборах источников света, не соответствующих типу данного светового прибора, нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения вследствие целого ряда физических (габариты искрового разряда, длина волны, угол рассеяния отраженного излучения) и технических (класс отражающей поверхности рефлектора, наличие на транспортном средстве автоматического корректора светового пучка и омывателя фары) факторов.

                                                                                                                                                                                                                                                            

  комментарий юриста:

  Для однозначного комментария следует действительно сперва ознакомиться с разъяснениями, указанными в качестве источника информации для той или иной квалификации типа используемых источников света. Честно говоря, удивляет основание для принятия подобного решения - а именно письмо ФГУП НИИАЭ, которое является "компетентным мнением специалистов ФГУП НИИАЭ на поставленные перед ними вопросы, и не является экспертным заключением" . Никоим образом не хотелось бы ставить под сомнение компетентность специалистов подобного уровня, производивших изучение и подготовку ответов на поставленные перед ними вопросы, однако все же немного "удивляет" использованная при подготовке данного материала литература (две книги 71-79 гг издания), а так же отсутствие каких либо практических исследований, по моему мнению необходимых, при изучении вопроса подобного уровня значимости и ответственности, даже с формулировкой "мнение специалистов". Так же хотелось бы обратить внимание на узкую направленность произведенных исследований, поскольку в данной работе явно не отражены современные материалы и технологии ведущих мировых производителей автокомпонентов - это становится ясно из утверждения о "невозможности использования одной и той же фары с разными источниками света - галогеновым и газоразрядным" (несмотря на большое количество выпускаемой оптики, позволяющей использование как галогеновых, так и газоразрядных ламп, имеющей двойную маркировку - доказано практически при изучении оптики авто таких марок как АУДИ, Крайслер, БМВ, дополнительных модулей HELLA и пр. - прим автора).

                                                                                                                                                                                                                                                        

  Таким образом, применение в фарах, предназначенных для использования с лампами накаливания, в том числе галогенными, газоразрядных источников света следует квалифицировать как несоответствие режима работы внешних световых приборов (совокупность технических характеристик фар, соответствующих тому или иному светораспределению, обеспечивающему безопасность дорожного движения в зависимости от дорожной ситуации и метеоусловий) требованиям конструкции транспортного средства.

  Исходя из этого, управление транспортным средством с фарами, предназначенными для использования с лампами накаливания, в которых установлены газоразрядные источники света, должно квалифицироваться сотрудниками Госавтоинспекции как административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ (режим работы световых приборов не соответствует требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения). Эксплуатация транспортных средств запрещается в порядке, предусмотренном частями 2, 21, 4 статьи 27.13 КоАП РФ (со снятием государственных регистрационных знаков).

                                                                                                                                                                                                                                                        

  комментарий юриста:

  Поражает явное искажение формулировки статьи 12.5 часть 3 КоАП РФ, в которой четко прописано условие ее применения: "Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения". Поясню, что согласно "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, в частности несоответствие цвета и режима работы", изложены в пункте 3.6 - "На транспортном средстве установлены: спереди - световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;" Т.е. исходя из формулировки, запрещены любые цвета световых приборов, установленных спереди, кроме белого, желтого или оранжевого. Они разрешены. Режим работы световых приборов головного света - непрерывный. Соответственно, применение данной статьи возможно только в случае наличия двух условий (не соответствие цвета огней одновременно с режимом работы), указанных в части 3 статьи 12,5 КоАП РФ. Практически, это означает что Ваш свет должен спектрально явно отличаться от белого или желтого (тогда как газоразрядные лампы со световой температурой 4300К/5000К/6000К явно не подходят под это определение , т.е. не являются запрещенными - прим. автора), а так же работать прерывисто,  с определенными заданными интервалами (т.е. как стробоскоп или проблесковый маячок, собственно определение чего и дано в статье - прим. автора).

                                                                                                                                                                                                                                                         

  При выявлении фактов установки световых приборов, режим работы которых не соответствует требованиям Основных положений, возбуждается дело об административном правонарушении по части 1 статьи 12.4 КоАП РФ.

                                                                                                                                                                                                                                                         

  комментарий юриста:

  "Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб" - каким образом использование газоразрядных ламп отнесено в категорию специальных световых и звуковых сигналов остается неясным. Очень бы хотелось получить официальные комментарии касательно определения "ксенона" как "специального светового сигнала".

                                                                                                                                                                                                                                                         

  Учитывая невозможность изъятия в ряде случаев приборов (источников света), явившихся орудием административного правонарушения (темное время суток, участки дорог вне населенных пунктов), в порядке, предусмотренном статьей 27.14 КоАП РФ, должны предприниматься меры по аресту указанных вещей.

  Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ, отнесено к компетенции судов. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией соответствующих световых приборов.

  Приложение: Письмо ФГУП "Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования" (НИИАЭ) >>
 

  Департамент ОБДД МВД России
(при использовании материалов ссылка на официальный сайт ГИБДД обязательна)

                                                                                                                                                                                                                                                      

  комментарий юриста:

  Кроме явного несоответствия формулировок с действующим законодательством РФ, хотелось бы обратить Ваше внимание на сам документ, являющийся по сути разъяснением для работы сотрудников ГИБДД, но никак не приказом о внесении изменению в действующую редакцию КоАП РФ (тем более внесение поправок в "Кодекс об Административных Правонарушениях" производится на основании принятия соотв. ФЗ). Предлагаемая формулировка по квалификации указанного нарушения, а именно присутствия несоответствия типа используемых ламп и рассеивателей, является неверной, ввиду отсутствия указанных в ст. 12.5 часть 3 признаков нарушения (а именно не соответствия цвета огней и режима работы). Указанное нарушение должно трактоваться согласно пункта 3.4. Приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения: Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств - "На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора" , что согласно Статьи 12.5 часть 1 КоАП РФ "Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 6 настоящей статьи"  влечет "предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей". Конечно же это не означает, что закон можно нарушать, а наоборот, указывает на необходимость соблюдать ПДД и принятые положения, ведь автомобиль является источником повышенной опасности, и мы, водители и собственники данных транспортных средств, несем полную ответственность за их эксплуатацию и должное техническое состояние, однако знание обязанностей подразумевает и знание прав. Особенно, когда ошибочная трактовка существующего законодательства может привести к несоизмеримому с тяжестью нарушения наказанию, в частности к лишению прав. Могу посоветовать каждому автолюбителю приобрести в любом книжном магазине издание КоАП РФ с приложениями, а еще лучше с комментариями - знание закона никогда не будет лишним, а даже поспособствует его четкому соблюдению с обеих сторон!

                                                                                                                                                                                                                                                   

Автор: Официальный сайт ГИБД МВД России с комментариями юриста

Сайт автора: http://www.gibdd.ru/news/main/?20100220_ksenon