Статьи, обзоры, тесты автотоваров

О ксеноновом оборудовании с точки зрения закона.

  Главной новостью для многих автомобилистов на прошлой неделе стала публикация материалов на официальном сайте ГИБДД МВД России и их активное освещение в средствах массовой информации примерно следующего содержания "за ксенон теперь лишают прав!". Мы не будем рассматривать и утрировать особенности принятия подобных решений, отметим лишь то, что эта новость свалилась как "ком на голову". а полное отсутствие достоверной информации и комментариев привело к массовой панике и даже отдельным случаям "использования служебного положения" отдельно взятыми сотрудниками соответствующих органов - Вы сами прекрасно понимаете каким образом. Так что же происходит на самом деле? В этой статье мы хотели бы изложить свою точку зрения, подкрепленную комментариями юристов, выдержками из законодательства РФ, а так же мнением специалистов - причем, хотелось бы сразу отметить, с целью не поднятия продаж ксенонового оборудования (которое теперь просто "стоит" до неизвестных времен), а просто консультации тех, кто его уже использует.

  Наши комментарии и комментарии юристов правового отдела в отношении "Разъяснения Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России об использовании "ксеноновых" фар..." уже сделаны - Вы их можете изучить в соответствующей статье на нашем сайте. Повторимся лишь в том, что указанная в данном разъяснении трактовка не соответствует ни одному действующему закону РФ в том виде, в котором она представлена. Как же определить в действительности возможность установки ксенонового оборудования в Ваш автомобиль с точки зрения законодательства РФ? Давайте разберемся.

  Исходя из Правил ЕЭК ООН № 99 и ГОСТ Р 41.99-99, а так же принятого и вступающего в действие с 23 сентября 2010 года "Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" газоразрядные лампы могут быть использованы только в оптике предусмотренной для их установки. Вся оптика, установленная спереди автомобиля, подразделяется на следующие виды (согласно тех.регламента):

"фары типа DR, DC, DCR" - фары с газоразрядными источниками света категории D дальнего DR-света и ближнего DC-света и 2-режимные (ближнего и дальнего) DCR-света с газоразрядными лампами;

"фары типа HR, HC, HCR" - фары с галогенными источниками дальнего HR-света и ближнего HC-света и 2-режимные (ближнего и дальнего) HCR-света с галогенными лампами;

"фары типа R, C, CR" - фары дальнего R-света и ближнего C-света и 2-режимные (ближнего и дальнего) CR-света с лампами накаливания;

"фары типа В" - фары противотуманные;

  Соответствующая маркировка, обозначающая тип фары (внешнего светового прибора), а также знак официального утверждения (состоит из круга, в котором проставлена буква "Е", за которой следует номер страны, предоставившей официальное утверждение, и номера официального утверждения) наносится на рассеивателе фары и на корпусе фары, если рассеиватель может быть от него отделен. Соответственно для определения типа Вашей оптики необходимо найти и изучить нанесенные на фаре (обычно штамповкой или литьем на стекле фары) обозначения - сразу хотелось бы отметить что там могут присутствовать как маркировка для использования с галогеновыми лампами (HR/HC/HCR), так и для использования с газоразрядными лампами (DC/DR/DCR) - ведь фары соверменных авто, в первую очередь с прозрачным стеклом, рассчитаны на использование двух типом источника света (проверено на практике!). Если Вы не найдете никаких вышеуказанных обозначений, то это вовсе не означает что Вам нельзя использовать ксенон - просто скорее всего Вам придется провести некоторое время в ожидании, пока сотрудник ГИБДД, соблюдающий законность и стремящийся предотвратить нарушение, будет ночью (ведь останавливать будут в темное время суток) совершать "розыскные мероприятия" по нахождению маркировки на Вашей фаре с фонариком в руках - так что, во избежание подобного увлекательного времяпрепровождения, мы рекомендовали бы Вам самостоятельно отыскать надпись, дабы заранее знать ее местонахождение (на стекле фары, на корпусе фары под капотом и пр). Причем учитывайте тот факт, что рефлекторный отражатель в Вашей фаре вовсе не означает отсутствие разрешения на использование ксеноновой лампы и никак не может служить поводом для сотрудника ГИБДД о констатации факта нарушения Вами Основных положений по допуску ТС к эксплуатации - короче говоря, не важно, линза у Вас или рефлектор - главное, заветная маркировка на фаре! 

  Если у Вас присутствует необходимая маркировка - тогда, считайте Вам повезло! Ведь согласно закона у Вас все в порядке. Мы конечно же посоветовали бы Вам установить омыватель фар (тем более эта опция совсем недорога в установке, и у нас уже с 3 марта будут в наличии хорошие комплекты, даже с установкой), а так же автокорректор (также скоро ожидаем в наличии!), что требуется согласно тех.регламента и соответствующего ГОСТа, однако ни в КоАП РФ, ни в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств нет никакого запрета на эксплуатацию и само собой штрафа или иного административного взыскания за отсутствие или нерабочее состояние указанных опций.

  Само собой, отметим, что исполнение всех этих условий вовсе не освобождает Вас от обязанности правильной регулировки и настройки Ваших фар!

  Если же маркировки, позволяющей использовать газоразрядные лампы на Вашей фаре нет, а стоит только маркировка для галогена - тогда Вам повезло меньше. В случае выявления нарушений сотрудниками ГИБДД Вы попадаете под нарушение пункта 3.4. Приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения: Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств - "На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора" , что согласно Статьи 12.5 часть 1 КоАП РФ "Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 6 настоящей статьи" влечет "предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей". Выявление подобного нарушения возможна в темное время суток, или тогда, когда у Вас включены фары головного света - т.е. на лицо нарушение использование не соответствующего типа ламп. Поэтому, если днем на трассе у Вас включены только противотуманки (согласно правил ПДД допускается вне населенных пунктов в светлое время суток использовать вместо ближнего света фар - противотуманные), ну и само собой в них нет ксенона (!), тогда проверить какой тип ламп используется в Ваших фарах головного света сотрудник ГИБДД не может, поскольку согласно пункта 2.3.1. ПДД Обязанности водителя "Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности" - т.е. попросту говоря, днем Вы едете к месту стоянки или ремонта, а Ваши ксеноновые фары "не горят". И все же в этом случае рекомендуем Вас не искушать сотрудников ГИБДД, а или заменить ксенон на обыкновенный галоген, или сделать более "грамотную установку" с фарами, имеющими соответствующую маркировку. И так же не забывайте - хороший и правильно отрегулированный свет позволит Вам не только лучше видеть и ощущать себя комфортнее на дороге в темное время суток, но и не раздражать водителей встречных авто "засветкой по глазам".

  Надеюсь, приведенные рекомендации помогут Вам разрешить все вопросы касательно ксенона, а на последок небольшая выдержка из ответа заместителя генерального директора по научной работе МНТК «Микрохирургия глаза» имени Святослава Федорова, врача-офтальмохирурга Бориса Малюгина.

  "Самодельные ксеноновые фары, войну которым намерена объявить ГИБДД, вредят глазам не больше, чем обычные галогеновые. Об этом заявил «Сам ксенон – дело хорошее, потому что он имеет спектр более близкий к дневному освещению, если сравнивать его с галогеном или обычными лампочками накаливания, – передает слова Малюгина Auto.ru. – Он более яркий, лучше рассеивается и лучше освещает дорогу, например, при тумане и снегопаде».

  Вместе с тем, он признал, что неправильно отрегулированный свет ксеноновых фар может доставить массу неудобств другим водителям. Например, при максимальной загрузке машины, где отсутствует автоматическая регулировка ближнего света, ксеноновые фары будут светить выше дороги и бить в глаза встречным водителям.

  «Ксеноновый свет более яркий, но процесс ослепления здесь, по сути дела, такой же, – подчеркнул Малюгин. – Происходит как бы засветка сетчатки и несколько мгновений вы тратите на то, чтобы ваши палочки и колбочки, расположенные в ней, восстановили свою работоспособность, и вы могли бы снова нормально видеть. Никакого специфического воздействия на глаз, будь то галоген или ксенон, нет».

Сайт автора: http://www.xenon61.ru

28.02.2010